Я сижу у океана здесь, в Южной Каролине, – мне так нужен перерыв в активности. Я заново открываю порядок в природе. Это так умиротворяет, так восстанавливает. Наблюдение за приливом и отливом навело меня на мысль о стихотворении «Идея порядка в Ки-Уэст» Уоллеса Стивенса, где упоминается «дух моря». Некоторые люди говорят о духе или разуме, как будто это нечто, присущее только человеку – как вместилищу или «замку разума». В своем знаменитом стихотворении Стивенс размышляет о воображении, реальности и порядке: откуда приходит явление порядка – из нашего воображения или самой природы? И каковы взаимоотношения между ними?
Здесь, у океана, порядок виден ясно: повторяющиеся перекаты волн неведомо с каких времён; «часовой механизм» солнца, луны и звёзд»; постоянство прилива и отлива; ныряние пеликана. Как будто природа знает, что делает. Букминстер Фуллер назвал это «умением природы». Возможно, это чувство основополагающей гармонии, хотя бы частично, и есть то, что привлекает людей к океану, и причина того, почему теме моря посвящено так много литературы.
В представлении Махариши жизнь устроена подобно океану: волны активности и изменений видны на поверхности, но основа бытия – ниже поверхностных проявлений. И всё это, от меняющихся волн до безмолвных глубин, – одна и та же субстанция. Это также описывает строение физической вселенной в понимании современной науки и проливает свет на источник упорядоченности в природе. Квантовая физика стремится к созданию стройной «теории единого поля» или «теории великого объединения», устанавливающей основополагающий источник многообразного материального мира. Физик Джон Хэгелин считает это наиболее фундаментальное поле «единым полем разума, лежащего в основе всей природы», которое может быть «непосредственно испытано человеческим умом». Таким образом единое поле и вся жизнь может рассматриваться как океан сознания или разума.
Чтобы волна на поверхности океана обрела свой истинный статус, ей нужно лишь успокоиться – и тогда она становиться безграничным океаном. В этом суть медитации. Ум успокаивается, погружаясь на свои всё более тонкие уровни, пока не будет трансцендирован самый тонкий импульс мысли и человек не получит прямой опыт источника мысли. Это не интеллектуальная или эмоциональная выдумка, а естественный, механический сдвиг в состоянии сознания человека, приводящий и к физиологическим изменениям, и к изменениям сознания. Это настолько реально, что вам не нужно понимать или верить в единое поле или в чистое сознание, чтобы испытать трансцендирование и насладиться благотворными эффектами.
С этой точки зрения, медитация — это средство получения прямого опыта единого поля сознания, что привлекает безграничные резервы энергии и разума природы в жизнь конкретного человека, принося широчайший диапазон полезных результатов. Единое поле и его совершенная упорядоченность не где-то там в учебниках по квантовой физике: оно лежит в основе всего и поддерживает всё в природе. Также оно также обнаруживается и внутри нас – пребывая, по словам Уоллеса Стивенса, за пределами мышления и ощущения, за гранью пространства, «там, где кончается ум».
Автор – Том Болл