Нью-Йорк. Для ветерана войны Кена Андерсона все ужасы Ирака уже давно позади, но его преследуют воспоминания.
Кен Андерсон, ветеран войны в Ираке:
— Тот день я не забуду никогда: тогда я, наверно, впервые участвовал в боевых действиях.
В 21 год Кен уехал в Багдад на 2 года — переводить с арабского для американских войск. Самое тяжкое воспоминание: перевод для детей, которым взрывами оторвало конечности. После окончания службы он, по его словам, просто «оцепенел».
— У меня вообще не было эмоций; совсем. Мне было всё равно, что происходит с другими и что происходит со мной. Я не чувствовал счастья, не чувствовал печали; и единственным способом почувствовать счастье или печаль была выпивка.
В результате — пять лет алкоголизма, панические атаки и попытка суицида — симптомы посттравматического стрессового расстройства. 500 тысяч военных страдают этим в какой-то форме. Но Кен говорит, что он — на пути к выздоровлению, благодаря медитации.
Джошуа Питтман, Учитель трансцендентальной медитации:
— Это как ныряние: когда ныряешь, не нужно сильно напрягаться, чтобы достичь дна озера. Трансцендентальная медитация — настолько же безусильный процесс, потому что ум изначально устроен так, чтобы думать мысли, а ТМ позволяет ему получать опыт всё более глубоких уровней мысли.
Шесть месяцев назад один знакомый рассказал ему об этом методе. Теперь Кен медитирует дважды в день, и уже видит результаты:
— Результат, который я заметил сразу: это тот факт, что мне не нужен был алкоголь, чтобы почувствовать себя хорошо или чтобы почувствовать счастье…
Проблемы психического здоровья — серьезный вопрос для армии США. Со времени начала войны в Ираке от суицида погибло больше ветеранов и военнослужащих, чем в бою. Приверженцы медитации считают ее многообещающим средством, способным помочь военным обрести мир внутри себя после всех испытаний войны.
Агентство «Франс Пресс» (AFPTV) M. Стокман, M. Прадел